В 1728 году в Сегеде произошел самый громкий в истории Венгрии процесс над 18 людьми, которых считали ведьмами и ведьмаками и приговорили к смерти. Их казнь шокировала австрийцев, немцев и даже шотландцев, что уж говорить о самих венграх из других городов. Ведь из 18 осужденных в Сегеде было 5 повитух, в том числе Анна Кёкень. Почему же женщин, помогавших другим, обвинили в ведомстве? Далее на budapestka.eu.
Канун судебных процессов в Сегеде
Начало XVIII века оказалось тяжелым для Сегеда. В 1709 и 1712 годах в городе царила чума, в 1712 году произошел потоп, а в 1722 году пожар, а следующие семь лет отразились засухой. В 1728 году она оказалась особенно сильной: дождя не было ранней весной. По мнению священников, так Господь наказывал жителей Сегеда за их грехи и они должны были покаяться, чтобы это прекратилось.
Время шло, местные молились, но в Сегеде ничего не менялось. Жизнь становилась все труднее и по городу стали распространяться слухи, будто неблагоприятная погода — не Божья казнь, а ведьмские чары. Поэтому нервные люди стали присматриваться друг к другу и выискивать виновника их беды. И так случилось, что их внимание привлекла недавно прибывшая в город пожилая Анна Кёкень.
Судебный процесс над Анной Кёкень
Ранее Анна Кёкень жила в Мако, расположенном недалеко от Сегеда, и всю жизнь принимала роды у женщин. Но однажды женщина, которой она помогала родить, не пережила роды и Анну обвинили в этом. К сожалению, повивальная бабка не смогла довести свою непричастность к смерти роженицы и должна была покинуть Мако. Тогда она пришла в Сегед, чтобы начать с чистого листа.
Анна Кёкень пыталась прижиться в Сегеде. Даже упрашивала местных женщин звать ее на роды, но они еще не доверяли ей. Однако Анна не сдавалась, она пыталась убедить беременных обращаться к ней. И делала это настолько настойчиво, что испугала жителей Сегеда. Даже говорила беременным, которые ей отказывали, ты еще пожалеешь об этом! — фразу, которая в начале XVIII века казалась целым проклятием.

Вскоре жители Сегеда стали сплетничать об Анне Кёкень, якобы она ведьма. Поэтому неудивительно, что в 1728 году именно она стала главной подозреваемой в навлечении беды на город. 14 июня начался судебный процесс над Анной. Жители Сегеда с радостью свидетельствовали против нее, вспоминали ей все угрозы и странное поведение. И то, что они говорили, напугало городской совет Сегеда, и он обратился к главному судье Дерде Подградскому.
Конечно, Анну Кёкень также допрашивали. Устанавливали ли она соглашение с нечистым, как заключала ее, на сколько лет и зачем. Против кого использовала магические способности и кто помогал ей. Под пыткой 65-летняя Анна ответила на все вопросы утвердительно и даже «выдала» нескольких своих коллег: четырех повитух из Сегеда. Анна назвала именно их имена, потому что знала: они распространяли о ней сплетни и, в частности, из-за них она оказалась в такой ситуации.
Анну Кёкень и еще восемнадцать человек обвиняли в том, что они навлекли на Сегед чуму, потопы, пожары и засушливую погоду в последние годы. Якобы Анна делала это по указаниям местного 82-летнего ведьмака, по имени Даниэль Рожа, и у них есть целая ведьмская организация. Даниэля Рожу также недолюбливали в Сегеде, ведь он был чрезвычайно состоятельным и не испытывал таких затруднений во время засух, как другие.
Даниэль Рожа боялся допроса, поэтому сразу сказал, что от него хотели услышать жители Сегеда. Якобы он и другие подсудимые действительно были ведьмами и ведьмаками и в течение семи лет продавали дождь туркам. Поэтому в Сегеде царила засуха, а он постоянно богател. Опираясь на это признание, а также другие показания, подозреваемых приговорили к смертной казни. И 23 июля 1728 ее осуществили на территории за пределами города, которую с тех пор называют «Островом ведьм».